50 жемчужин Оренбурга: Банк оренбургского общества взаимного кредита
Здание Банка России. Фото Данилы Свиненкова Памятник архитектуры Банк общества взаимного кредита расположен в историческом ядре города на улице Ленинской (бывшая улица Неплюевская) Оренбурга.
Памятник архитектуры Банк общества взаимного кредита расположен в историческом ядре города на улице Ленинской (бывшая улица Неплюевская) Оренбурга. Представляет собой репрезентативное трехэтажное здание, главным (южным) фасадом, выходящее на улицу Ленинскую.
Здание Центробанка сразу обращает на себя внимание цветовой и пластической активностью своего внешнего облика. Фасады удивляют необычным декором, оригинальностью деталей, драматическим противоборством форм и линий. Геометрически строгие формы, четко прослеживаемые в контурах крупных частей здания, причудливо сочетаются с текучими, пластически свободными, неуловимо меняющимися гибкими линиями декора. Криволинейные очертания оконных проемов с фантастически изогнутыми переплетами окон поражают неистощимой выдумкой и фантазией.
Этот объект культурного наследия построен в стиле модерн (или ар нуво) – наиболее раннем и наиболее новаторским с точки зрения формообразования направлением русской архитектуры начала ХХ века.
На рубеже ХIХ – ХХ веков в европейской архитектуре зародилось мощное художественное движение за создание нового стиля, достойно отражающего наступившую эпоху невиданного технического и культурного прогресса человечества. Это движение назвали – «сецессия», что в переводе с латинского означает – «уход, отступничество, отпадение». Новый стиль отрицал, как «морально устаревшие и несовременные», все классические, академические, исторические и национальные формы декора. Во Франции этот стиль стали назвали – «ар нуво» (новое искусство), в Германии – «югенд стиль» (молодой стиль), в России пришедший из Европы стиль получил название – «модерн» (современный). Изобретателем модерна принято считать бельгийского художника, дизайнера и архитектора Хенрика Ван де Вельде .
Он полагал, что содержанием орнамента и вообще очертаний предметов, составляющих среду обитания человека, должны быть «скрытые энергетические импульсы», свойственные природным явлениям. Внешне это у Ван де Вельде выражалось в композициях, где присутствовали прихотливые и внутренне напряженные очертания и формы, напоминающие «льющиеся водяные струи», «изгибы и завитки женских волос» или «удары хлыста». Модерн создал свою, ни на что не похожую художественную эстетику. Архитекторы придавали конструкциям, деталям и элементам зданий любые, самые прихотливые, изощренные и своеобразные формы. До сих пор здания модерна начала ХХ века удивляют высочайшим качеством строительства.
Здание Центробанка выделяется из общего фона окружающей городской среды резким доминирующим акцентом (что совершенно в духе стиля модерн). Композиция главного фасада по улице Ленинской симметрична относительно главного входа (что не вполне свойственно модерну). Симметрия главного фасада подчёркнута слегка выступающим из плоскости фасада центральным ризалитом с главным входом. Над ним на втором этаже находится большое прямоугольное окно вертикальных пропорций. Это окно будто бы нарочно создано для размещения цветного витража в элегантной стилистике модерна (но витража, увы, нет). Композицию главного фасада в его центральной части завершает изящный аттик в типичных для модерна криволинейных изогнутых формах.
Цоколь здания выполнен из крупных плит полированного гранита. Первый этаж декорирован горизонтальными штукатурными полосами, символизирующими мощную горизонтальную рустику. На втором и третьем этажах сложная, стилизованная в модерне «архитектурная рубашка» из высококачественной штукатурки «под светло-серый гранит» красиво сочетается с поверхностями стен из красного кирпича. Цветовую гамму прекрасно дополняют цветовые вставки из плиток синего цвета, красиво распределенные по фасадам.
К сожалению, в настоящее время старинный лицевой кирпич варварски покрыт сомнительным коричневым колером, а деликатная светло-серая штукатурка грубо покрашена ослепительно-белым цветом. Получилось слишком контрастное цветовое решение фасадов, что совершенно не свойственно стилю модерн, который любит мягкое сочетание цветов с некоторой патиной старины. На старых фотографиях это видно.
Главный вход очень изобретательно вписан в круглый, точнее «омегаобразный», витраж со стеклянной дверью (увы, в настоящее время входная дверь в криволинейных формах модерна заменена дверью простых прямоугольных форм). Узел главного входа живописно обрамлён крупными «циклопическими» рустами. К сожалению, блистательная красота главного входа несколько подпорчена массивным и грубым металлическим входным козырьком, который подпирают тонкие прямоугольные колонны. Увы, декоративные формы этого «новодела» совершенно не сочетаются с архитектурными формами модерна.
Наибольший интерес представляют сложные «текучие» формы двух огромных окон на втором этаже, симметрично расположенных относительно центральной оси здания. По своим очертаниям эти окна отдалённо напоминают стилизованные человеческие лица с раскрытыми ртами. Это впечатление усиливают совершенно фантастические наличники окон, в формах которых присутствуют мотивы извивающихся волос со скульптурными завитками внизу. «Параболические» окна второго этажа состоят из четырёх неодинаковых частей. Плоскости «параболических» окон состоят из четырёх неодинаковых, живописно изгибающихся частей. Окна красиво прорезаны двумя тонкими вертикальными пилонами, опирающимися на дугообразную перемычку внизу, напоминающую очертания рта.
Вызывают восхищение мелкие архитектурные детали в стилистике модерна, которыми украшены фасады здания. В этих изящных штукатурных деталях присутствуют извивающиеся линии, мотивы колец в сочетании с вертикальными или горизонтальными полосами, штукатурные формы напоминающие крупные заклёпки, мелкие пояски и прочее. Символический язык этих загадочных изображений требует отдельного исследования.
Западный фасад здания нисколько не уступает по красоте архитектуры главному (южному) фасаду. На западном фасаде выделяются своими изогнутыми наличниками окна второго этажа. Очень красиво архитектурное оформление огромного «тройного» окна.
Когда-то западный фасад Центробанка выходил на небольшую площадь, где возвышалась старинная Троицкая церковь. В те времена улица Кобозева называлась – «Троицкая». В 1930-е годы церковь безжалостно снесли. Постепенно её участок застроился новыми домами: Домом художников, зданием Облпотребсоюза, зданием Областного суда и другими. И площади не стало.
Необходимо отметить, что современный архитектурный облик памятника архитектуры по улице Ленинской, 28, заметно отличается от первоначального. В 1910 году здание банка было двухэтажным, о чём свидетельствует дореволюционная фотография. Предположительно, в конце 1940-х — начале 1950-х годов был надстроен третий этаж, в результате чего фасады здания изменились. Исчез красивый большой балкон с западного фасада, совершенно изменилась вся верхняя часть здания. Несмотря на значительные изменения, надо признать, что надстройка здания банка была проведена с исключительной деликатностью и мастерством.
В конце 1990-х годов с восточной стороны банка появилась большая пристройка к банку (архитектор Е. Хайрнасова). На фасадах новой пристройки повторены декоративные мотивы основного здания, благодаря чему удалось добиться благоприятного сочетания «старого» и «нового». К числу неудач относится явно диссонансная пристройка с западной стороны здания банка, выполненная ещё в 1970-е годы.
К великому сожалению, первоначальная планировка и интерьеры начала ХХ века утрачены. Жаль также, что на фасадах утрачены старинные заполнения окон и дверей, выполненные в стилистике модерна. Мелкая расстекловка оконных фрамуг с великолепными выпуклыми стёклами сохранилась лишь на фотографиях.
И всё же, в отличие от многих других памятников оренбургского модерна, здание Центробанка по улице Ленинской, 28, имеет счастливую судьбу. Очень важно, что этот объект культурного наследия используется по своему первоначальному назначению. Несмотря на многочисленные реконструкции, памятник архитектуры в целом сохранил свой привлекательный облик. В настоящее время дом по улице Ленинской, 28, содержится в превосходном состоянии.
Станислав СмирновПоследние новости
С 13 по 18 января более 600 школьников Орска напишут пробный ЕГЭ
Более 600 орских школьников напишут тренировочные экзамены Цель мероприятия заключается в оценке готовности школьников к экзаменам, в выявлении пробелов в знаниях, а также в проработке тем,
Вице-губернатор Оренбуржья Дмитрий Кулагин 9 января отмечает свой день рождения
Сегодня, 9 января, Дмитрию Кулагину исполняется 57 лет. # Дмитрий Кулагин Источник фото: Правительство Оренбургской области Дмитрий Кулагин родился в Оренбурге в 1968 году.
«Единая Россия» в 2024 году передала более 200 тонн гумпомощи для жителей Харьковской и Белгородской областей
Ее получили свыше 4,5 тысяч семей в прифронтовых районах Особое внимание волонтеры уделяют поддержке многодетных семей и семей с маломобильными и пожилыми людьми, сообщил депутат Госдумы Артём Туров,
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией