50 жемчужин Оренбурга: Государственные свободные художественные мастерские
Государственные свободные художественные мастерские в Оренбурге В центре Оренбурга по улице Комсомольской, 14 стоит двухэтажный кирпичный дом, один из самых обыкновенных старых купеческих домов,
В центре Оренбурга по улице Комсомольской, 14 стоит двухэтажный кирпичный дом, один из самых обыкновенных старых купеческих домов, которых в нашем городе огромное множество. Этот дом ничем особенным не выделяется среди соседних зданий, так сказать, типичный представитель ценной рядовой застройки последней трети XIX века. В список памятников истории и культуры пока не входит.
Двухэтажный уличный фасад обрамлен лепными наличниками, сандриками, филенками, горизонтальными поясами и другими декоративными элементами, характерными для исторического Оренбурга.
Дом по улице Комсомольской, 14 замечателен тем, что здесь в начале 1920-х годов жили и работали выдающиеся художники-авангардисты, хорошо известные не только в нашей стране, но и далеко за рубежом. Здесь неоднократно бывали выдающиеся деятели русского авангарда – Казимир Северинович Малевич и Лазарь Маркович Лисицкий (более известный, как Эль-Лисицкий). Здесь при оренбургском отделении Государственных свободных художественных мастерских (сокращенно — ГСХМ) действовал основанный Малевичем оренбургский филиал творческого союза УНОВИС (то есть – Утвердители нового искусства), где работали известные мастера современного искусства: Сандомирская, Кудряшов, Калмыков и другие.
Для того, чтобы продолжить повествование, необходимы некоторые пояснения. Авангардизм в искусстве – это условное наименование множества художественных течений художников ХХ века, для которых характерны следующие принципы: стремление к коренному обновлению художественной практики; разрыв с устоявшимися художественными традициями ( в первую очередь с реализмом); поиск новых необычных средств и художественных форм.
Время постройки: 1919 – 1922 годыПринципы авангардизма восприняли такие художественные направления как экспрессионизм, кубизм, фовизм, футуризм, сюрреализм, абстракционизм и, конечно же, супрематизм. Все эти течения впитал в себя блистательный русский авангард – мощный всплеск культуры, происшедший в первой трети ХХ века в дореволюционной, а потом и в советской России и оказавший огромное влияние на изобразительное искусство, архитектуру, дизайн во всем мире.
По мнению авторитетных теоретиков искусства, русский авангард первой трети ХХ века является самым интересным периодом в отечественном искусстве, целой эпохой, наполненной выдающимися художественными открытиями, намного опередившими свое время. Одним из заметных направлений русского авангарда является супрематизм (в переводе с латыни означает «наивысший»), представляющий собой особую разновидность абстрактного (или беспредметного) искусства. Создателем супрематизма является Казимир Северинович Малевич. По словам видного отечественного искусствоведа Е.Н. Петровой:
«Малевич – один из величайших реформаторов в искусстве ХХ века. Он первым подошел к пределам, исчерпывающим выразительные возможности живописи в традиционном ее понимании. Открытый им супрематизм, пожалуй, наиболее радикальное из художественных направлений первой половины ХХ столетия, до сих пор не утратил своего влияния. Особая значимость Малевича заключается еще и в том, что его художественные идеи не только сохранились, но продолжают плодоносить, несмотря на десятилетия почти подпольного существования».
О том, что дом по улице Комсомольской, 14 имеет огромную историческую и мемориальную ценность и вполне может обрести мировую славу стало известно из книги «УНОВИС в Оренбурге. К истории художественной жизни в российской провинции. 1919 – 1921», написанной Игорем Владимировичем Смекаловым , замечательным оренбургским искусствоведом, исследователем и прекрасным художником-живописцем.
Адрес: улица Комсомольская, 14На основе архивных документов, литературных и других материалов Смекалов установил, что для организации ГСХМ в Оренбурге в начале декабря 1919 года в качестве специального уполномоченного от Народного Комиссариата Просвещения (Наркомпроса) приезжала Беатриса Юрьевна Сандомирская – известный художник и скульптор, принимавшая активное участие в осуществлении знаменитого ленинского плана монументальной пропаганды. Вместе с ней для работы в Оренбурге приехали столичные художники И.А. Кудряшов, Н.К. Тимофеева, С.А. Богданов, А.П. Петрова и другие. По распоряжению Губисполкома, председателем которого был А.А. Коростылев (именем братьев Коростылевых назван проспект в Оренбурге) для организации ГСХМ в Оренбурге были выделены помещения и предоставлены довольно значительные финансовые средства (248 тысяч 420 рублей).
Художники разместились в освобожденном от прежних хозяев двухэтажном кирпичном здании по улице Успенской, 14 (ныне – улица Комсомольская, 14). Участок домовладения достаточно просторный для исторического центра города. В глубине двора есть добротный одноэтажный кирпичный флигель. Оренбургские ГСХМ быстро стали главным центром изобразительного искусства не только в губернии, но и за её пределами. Учебной и выставочной деятельностью мастерских руководил совет во главе с Б.Ю. Сандомирской.
В своей книге Смекалов пишет:
«Художники Оренбурга – и «левые» (экспрессионисты, кубисты, супрематисты), и «правые» (импрессионисты, неоакадемисты-ложноклассики) – составляли в то время единый, но внутренне противоречивый коллектив. Сандомирская и Богданов (т.е. руководство мастерских) были «левыми». Кудряшов и Тимофеева (муж и жена) позиционировали себя как «крайне левые». Карпов и Рянгина (кстати, тоже муж и жена) выступали как полюс, противоположный полюсу супрематистов. Среди оренбургских художников (в широком понимании — реалистов) назовём следующих: И. Мехед ( первый учитель передвижника Лукиана Попова), К. Николаев, Б. Мухин, А. Степанов, Б. Ольшевский, братья Ледяевы и другие… Подчеркнём также особую роль ни на кого не похожего С. Калмыкова. Этого «синтетичного» мастера И. Кудряшов, претендуя на лидерство в коллективе оренбургских художников, судя по всему, считал если не соратником по утверждению супрематизма в Оренбурге, то попутчиком. С. Калмыков не просто принадлежал к «левому» направлению в искусстве, но и сам активно разрабатывал собственные пространственные теории. Он не менее Кудряшова стремился к лидерству среди художников… Из сказанного ясно, что художественная жизнь Оренбурга начала 1920-х годов была достаточно интенсивной».
Обновленный адресник25 июля 1920 года в Оренбурге при ГСХМ был открыт филиал созданного Малевичем «левого» движения под названием УНОВИС (Утвердители нового искусства). Слово УНОВИС произносилось с ударением на последнем слоге. Лидером оренбургского филиала УНОВИС стал художник И.А. Кудряшов, ревностный последователь творческих идей К.С. Малевича. В своей книге И.В. Смекалов отмечает:
«УНОВИС был призван решать грандиозные задачи. По мысли создателей организации, в будущем он должен был стать основой «Всемирного единого союза творческих строителей новых форм жизни».
Для каждого члена УНОВИС супрематизм был «планом пути всей творческой жизни»… Казимир Малевич и его последователи были революционерами в искусстве и, по крайней мере, в начале 1920-х годов видели в большевиках (и следовательно, в действиях новой власти) близкую себе союзническую, революционную силу… Широко применяя в своих текстах, лекциях, выступлениях элементы риторики большевиков, Малевич говорит вовсе не о политике, а об искусстве. Он постоянно призывает перестать быть рабами академизма, свергнуть академизм, говорит об общей победе супрематизма, который должен «захлестнуть весь мир».
В июле-августе 1920 года лидеры УНОВИС Малевич и Лисицкий посетили свой оренбургский филиал с инспекционной и агитационной поездкой. Поездка растянулась на целый месяц. Вероятно, было ещё несколько таких поездок. Игорь Смекалов пишет:
«Сохранилась уникальная афиша, анонсирующая выступление Малевича в оренбургском кинотеатре «Люкс» с чтением лекции на тему «Государство. Общество. Критика и Новый художник (Новатор)». К сожалению, столь значительное событие, как визит Малевича и Лисицкого в Оренбург, в самом городе сегодня совершенно забыто (Примечание. Кинотеатр «Люкс» – это оренбургский кинотеатр «Победа», долгое время находившийся на улице Советской, 42. Снесён в 2012 году. В настоящее время на этом месте построен торговый центр)».
Наиболее ярким примером работы оренбургского филиала УНОВИС служит выполнение художником И.А. Кудряшовым в 1920 году конкурсного проекта супрематического оформления 1-го Советского театра в Оренбурге (так в те годы назывался бывший Городской театр, а ныне – Областной драматический театр имени Горького). В конкурсном задании на разработку росписи Городского театра предлагались следующие условия:
«Необходимо, чтобы роспись отвечала духу революционного времени и пролетарской культуры, не представляла больших технических затруднений, могла быть закончена к 15 октября 1920 года. Сюжеты росписи, лозунги, их характер и форма предоставляются выбору художника (лозунги характера пролетарской культуры)… С эскизами необходимо предоставить общий план росписи…».
Сергей КалмыковКудряшов выполнил конкурсный проект в полном объеме и представил на рассмотрение конкурсной комиссии. 22 ноября 1920 года Президиум Коллегии Губотнароба (Губернского отдела народного образования) утвердил постановление о «приобретении проекта росписи 1-го Советского театра у тов. Кудряшова за 45000 рублей». К сожалению, несмотря на положительную оценку комиссии, проект Кудряшова не был осуществлен из-за финансовых и технических затруднений.
Игорь Смекалов пишет:
«В конце 1920 года Кудряшов повторяет в масле свои конкурсные эскизы росписи 1-го Советского театра в Оренбурге, превратив тем самым «прикладные» работы в станковые произведения. С 1 октября 1920 до 6 февраля 1921 года, … в полном соответствии с конкурсным требованием о необходимости представить «общий вид росписи», художник исполнил свою «главную» живописную картину («Общая схема»). И супрематический проект в целом, и сопутствующие ему живописные произведения Кудряшова стали одним из важнейших свершений всего УНОВИСа».
Следует пояснить, что Кудряшов оформлял росписью архитектуру театра 1920 года, который был совсем не похож на современный Драматический театр имени Горького. Интерьер того театрального зала можно представить по сохранившемуся рисунку художника Сергея Калмыкова, выполненному в 1920-е годы. После этого театр несколько раз реконструировался с целью придания ему большей репрезентативности. В начале 1950-х годов Областной драматический театр был капитально реконструирован. Фасады декорированы в «советском классицизме», главный фасад украшен многоколонным портиком. Интерьеры зрительного зала, фойе, вестибюля и других помещений совершенно изменили свой прежний облик.
К великому сожалению, эскизы росписи 1-го Советского театра в Оренбурге сохранились лишь частично. По сведениям Игоря Смекалова, в Государственной Третьяковской галерее в постоянной экспозиции почетное место занимает «главная» картина И.А.Кудряшова под названием «Первый Советский театр в Оренбурге» (холст, смешанная техника, 101,5 на 88,0 см., 1920 год). Картина представляет собой общую схему росписи зрительного зала театра, где художником разработаны росписи ярусов, занавеса и потолка (плафона). В Музее современного искусства в Салониках (Греция) находится работа И.А. Кудряшова под названием «Композиция» (бумага на картоне, акварель, тушь, карандаш. 29,4 на 39, 2 см. 1919 – 1920 годы), представляющая собой собранные в три ряда росписи ярусов 1-го Советского театра в Оренбурге. Там же в Салониках находится другая работа И.А. Кудряшова под названием «Эскиз» (бумага, акварель, тушь, карандаш. 13,3 на 39,1 см. 1920 год), на которой изображена роспись боковой стены фойе 1-го Советского театра в Оренбурге.
Сам Кудряшов так формулировал свою творческую концепцию:
«Работая над росписью Первого Советского театра, я поставил в задачу дать красный театр. В каждой из композиций занавеса, ярусов и потолка основой была красная форма. Затем добавлял цвета, основанные на контрастах, чтобы дать общую полноту цветов, как бы гармоничное сочетание. Итак, ставя известную задачу, беспредметное построение может быть и декоративной утилитарной формой».
Оренбургский проект И.В. Кудряшова был представлен на нескольких выставках УНОВИСа в 1921 году и высоко оценен товарищами по организации. Малевич писал:
«Ваша роспись хороша, должно быть, хорошо в натуре светится».
Как отмечает Игорь Смекалов, замечание Малевича о «свечении» очень характерно для живописца! Но не так благожелательна была публика, пришедшая посмотреть выставку картин оренбургских художников, где демонстрировались эскизы росписи первого Советского театра. Ниже приводятся любопытные выдержки из статьи в оренбургской газете «Коммунар» от 16 февраля 1921 года.
Автор статьи пишет:
«Кудряшовская «общая схема росписи 1-го Сов.театра» тоже нечто в виде зрительной галлюцинации…Неужели так предполагается расписать театр? Какое же воспитание народу даст такая роспись? Клинышки, палочки, ленточки… Вообще напоминает пол модной мастерской дамских нарядов, усыпанный разноцветными обрезками… Словом, обо всем трансцендентном нормальному человеку непонятно. Да и сами авторы, если и понимают, то разве объевшись мыла или гашиша…Авторы с их произведениями интересны только с психопатологической стороны, а место им в клинике Ломброзо». Во избежание неприятностей автор статьи скрылся под псевдонимом «Посторонний». Ни смысл произведений художников УНОВИСа, ни их направленность не были понятны автору статьи. Подобные, как он выражается, «абстрактивистские» произведения кажутся ему вредной инициативой, способной «запутать трудящуюся массу».
Ну что ж такое бывает и очень часто бывает! Не увидели зрители в супрематических росписях художника И.А.Кудряшова художественных образов космического масштаба. Не приняла «трудящая масса» отказа от традиций классицизма и академизма. Не поняли посетители выставки новаторства художественных форм и ритмов, соответствующих новой эпохе. Но от этого художественное произведение Кудряшова не стало хуже. Наоборот, художественная ценность его возрастает. Перефразируя великого пролетарского поэта Маяковского можно сказать, что супрематизм – «пресволочнейшая штуковина, существует – и ни в зуб ногой!». Блистательные прообразы К.Малевича, Л.Лисицкого, Н. Суетина, И. Чашника и других супрематистов нашли отражение в великолепном советском конструктивизме 1920-х годов, в творчестве братьев Весниных, И. Голосова, К.Мельникова, И. Леонидова, М. Гинзбурга и многих других советских архитекторов. Невероятную популярность получило искусство русского авангарда на Западе. Как показало время, идеи нашего авангарда наиболее убедительно воплотились в современной архитектуре и дизайне. Достаточно посмотреть на современные автомобили, поезда, корабли, автострады, заводы, вокзалы, аэропорты, атомные электростанции…
С удивительной прозорливость ещё в 1923 году Малевич писал:
«Синтез архитектурного здания наступит тогда, когда все формы вещей, в нём находящихся, будут связаны единством их формы и цвета. Поэтому живопись, скульптура, архитектура должны быть сильно связаны между собой. Старая их связь, основанная на классицизме прошлого, должна сейчас быть заменена современным состоянием новых форм и формированием современных функций».
Как это ни парадоксально, в XXI веке идеи супрематизма стали еще более востребованы. Свидетельством тому служит, например, архитектура зданий нашего научного городка Сколково . Впрочем, это уже совсем другая тема.
Дом в Оренбурге по улице Комсомольской, 14 имеет огромную историческую, мемориальную и художественную ценность. Сейчас это кажется невероятным, но рано или поздно это обязательно произойдёт и этот дом станет объектом культурного наследия мирового масштаба.
«В крайнем случае – масштаб общерусский», – как сказал бы Владимир Владимирович Маяковский.
Станислав СмирновПоследние новости
С 13 по 18 января более 600 школьников Орска напишут пробный ЕГЭ
Более 600 орских школьников напишут тренировочные экзамены Цель мероприятия заключается в оценке готовности школьников к экзаменам, в выявлении пробелов в знаниях, а также в проработке тем,
Вице-губернатор Оренбуржья Дмитрий Кулагин 9 января отмечает свой день рождения
Сегодня, 9 января, Дмитрию Кулагину исполняется 57 лет. # Дмитрий Кулагин Источник фото: Правительство Оренбургской области Дмитрий Кулагин родился в Оренбурге в 1968 году.
«Единая Россия» в 2024 году передала более 200 тонн гумпомощи для жителей Харьковской и Белгородской областей
Ее получили свыше 4,5 тысяч семей в прифронтовых районах Особое внимание волонтеры уделяют поддержке многодетных семей и семей с маломобильными и пожилыми людьми, сообщил депутат Госдумы Артём Туров,
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований