Куклы на войне: жизнь оренбургского театра кукол в годы Великой Отечественной войны

Спектакль. Фото из архивов Оренбургского областного театра кукол Конечно, все вспомнят поэмы Александра Твардовского, агитационные плакаты Кукрыниксов, песни Лебедева-Кумача, разные художественные и документальные ленты.

Спектакль. Фото из архивов Оренбургского областного театра кукол

Конечно, все вспомнят поэмы Александра Твардовского, агитационные плакаты Кукрыниксов, песни Лебедева-Кумача, разные художественные и документальные ленты. Но знаете ли вы, как жил театр во время войны? А именно наш оренбургский областной театр кукол? А ведь у него тоже есть своя военная история.

Великая отечественная война застала оренбургский, а тогда чкаловский, театр кукол в гастрольной поездке по оренбургской железной дороге, на станции Аккемир Актюбинской области.

29 июня театральная труппа под руководством режиссера М. Саввиной, прибыла в Оренбург . На фронт ушли актеры Николай Кабанов, Иван Горин, Петров, Георгий Каскайкин, Иван Преснов .

Олег Циглер уже был в армии в Бресте , последнее письмо от него пришло 20 июля 1941 года .

Николай Кашковский , электрик театра, добровольцем ушел на фронт. В 1943 году он погиб в боях за Будапешт.

Георгий Каскайкин и Иван Горин также не вернулись с войны .

В коллективе остались один актер и шесть актрис . Там решили, что война, эвакуация, Родине сейчас не до постановок с куклами. Но театр должен работать. Оперативно менялся репертуар: создали эстрадную программу «За великую землю советскую» , состоявшую из стихов и песен С. Маршака, М. Алигер, А. Суркова и многих других.

Работа кипела : с этой программой актеры выступали перед воинскими частями, которые формировались в Оренбурге. В это же время готовился кукольный спектакль «Армейские сказки» Л. Браусевича и А. Бычкова, постановки «Очарованная сабля» и «Украденный штаб» . По вечерам актеры помогали оборудовать госпитали, сами собрали деньги и обустроили палату в госпитале на углу улиц Ленинской и Кобозева.

Театр кукол со своей программой «За великую землю советскую» объединился с актерами драматического театра, работали на призывных пунктах.

Так, успешным стал спектакль «Поручик Карташов» . Его играли в госпитале, который был расположен в помещении сельскохозяйственного института. Постановку хорошо принимали, она шла с большим успехом. Сложности были в том, что спектакль требовал сценического освещения и площадки, да и транспорта для перевозки декораций не было. Поэтому все вопросы по организации легли на женские плечи : после спектаклей в кинотеатре «Молот», вечером, декорации погружали на салазки и возили спектакли по госпиталям, которых становилось все больше.

Война наложила свой отпечаток на репертуар : требовалась такая программа , чтобы она была и агитационной, и художественной, а также не занимала больше трех квадратных метров. В связи с тем, что большую часть госпиталей разместили в школах, спектакли шли в коридорах и классах, превратившихся в больничные палаты. Здесь актеры играли  постановки из старого репертуара: «Конька-Горбунка», «Кота в сапогах», «Трех толстяков» .

К концу 1941 года у театра была готова большая эстрадная кукольная программа «Фашистских гадов бей как надо» . Ее разделили на отдельные части, которые играли на платных ночных концертах, собранные деньги с которых отправляли в пользу фронта.

Летом 1942 года в Оренбургскую область прибыли эвакуированные из других регионов. Труппа переместилась в Бузулук и Бугуруслан, играли ежедневно по 2-3 спектакля.

Анна Богатырева , актриса театра кукол, добровольцем ушла на фронт. Она стала связисткой Сталинградской Краснознаменной истребительной авиационной дивизии. За отличное выполнение заданий командования ее наградили медалью «За оборону Сталинграда».

В труппе осталось шесть человек . К октябрю 1942 года коллектив подготовил новую эстрадную программу «От мала до велика» . И снова начались спектакли в госпиталях, ночные платные концерты.

В феврале 1943 года свет увидел новый спектакль «Неумирающий Антон» С.И. Преображенского . По направлению отдела искусств при облисполкоме театр выехал на сельские гастроли. С марта 1943 по июнь 1944 года этот спектакль о несгибаемости русского народа прошел 264 раза ! И каждый раз аншлаг!

После успешного турне театр стали приглашать из других районов для выступлений перед тружениками села во время уборочной компании.

В этих поездках шел новый одноактный спектакль «Опасная болезнь» С. Сперанского . Главного героя постановки, колхозника Симуляшкина, играла Белла Семеновна Шехтер , актриса с непростой судьбой.

Белла Шехтер – актриса Одесского театра кукол, в Оренбургской области оказалась в эвакуации . С мая 1943 по март 1945 года она трудилась в оренбургском театре кукол.

Этот период стал тяжелым в жизни театра: в труппе осталось всего четыре артиста : Николай Плешков, Антонина Мухина, Белла Шехтер, Людмила Ведерникова.

Но все равно театр жил , работал, проходили репетиции новых спектаклей.

Осенью 1943 года Оренбургский областной театр кукол выехал на обслуживание Воронежской области , которую только-только освободили от фашистских захватчиков. На гастроли театр взял два взрослых и один детский спектакль – «Волшебная калоша» .

Как пишет в своих воспоминаниях Николай Плешков , заслуженный артист РСФСР, то, что они увидели в Воронежской области, повергло их в шок: город лежал в руинах , вокзала не было, транспорт не работал. Артисты жили в уцелевшем от бомбежек подвале.

Отделом культуры Воронежского облисполкома заведовал Владимир Пименов ,  будущий директор театра имени Вахтангова. Он помогал разместиться театральной труппе.

Спектакль «Неумирающий Антон» очень хорошо приняли зрители, в народе его окрестили «Бессмертный Антон». Играли где только можно: в землянках, в медсанбатах, в госпиталях, на сеновалах, где лежали раненые, просто на земле, в лесу.

В Воронеже спектакль показали 129 раз , его увидели более 49 тысяч зрителей . О работе оренбургских артистов поступали отличные отзывы. В день отъезда актерам вручили почетные грамоты, приказ Управления культуры, отзывы о проделанной работе.

Фронтовой путь

23 февраля 1944 года театр кукол вернулся в Оренбург . Но в начале марта снова отправился на гастроли, на этот раз уже в Медногорск. А в конце апреля театр подготовил новую премьеру – сказку «По щучьему велению» .

Во время гастролей, когда театр находился в селе Ключи, поступил приказ о срочном возвращении в Оренбург. От Комитета по делам искусств СССР пришел вызов, согласно которому труппа должна была выехать в действующую армию для обслуживания бойцов . Решили везти два спектакля «Неумирающий Антон» и «По щучьему велению». Бригадиром назначили Анну Богатыреву, которая только что вернулась с фронта по ранению. Театр отправляли в город Бельцы на Румынский фронт .

Командировка началась неудачно : спектакли, отправленные багажом, затерялись, военный баянист заболел и попал в больницу. Поэтому на Румынский фронт поехала бригада из Владимира , которую собрали из артистов драмы и певцов.

Артисты ежедневно ходили по дворам, искали свой багаж. И когда уже было решено отправляться домой, вещи нашлись в одном из товарных дворов на Рижском вокзале. Для просмотра, который проходил в Доме советской армии, актеры репетировали спектакли «Неумирающий Антон» и «По щучьему велению». По решению комиссии оренбургскому театру кукол был изменен фронтовой маршрут – Карельский фронт .

С 28 июля по 15 сентября 1944 года спектакль «По щучьему велению» показывали в войсках действующей армии Карельского фронта . Работу оренбуржцев высоко оценил в своем отзыве начальник дома Красной армии Карельского фронта Остапов : «Работоспособный коллектив Чкаловского театра кукол в напряженной обстановке, при ограниченном свободном времени у бойцов за период их короткого отдыха после боя или перед боем, давал про 3-4 спектакля, играя в лесу, в землянках, полевых госпиталях, палатках медсанбата, в частях и подразделениях переднего края. Не снижая художественного уровня, было сыграно 80 спектаклей, обслужено 18 900 зрителей».

Как писал Николай Плешков в своих воспоминаниях , «вечером играли спектакль у берега Онежского озера. Освещали ширмы фарами машин. Ужинали в землянке. Так продолжалась фронтовая жизнь… Из Петрозаводска, где мы играли в госпиталях, на батареях, в основном на воздухе, иногда спектакли прерывались из-за налетов, нас погрузили в битком набитый вагон и с бойцами перевезли на берег реки Соуярви… В тумане при переезде теряем дорогу. Раздают оружие, и наши женщины боятся брать автоматы. Берет только Богатырева. Она фронтовичка… Несколько дней играем вблизи финских частей. После нашего спектакля выступают солдаты. Еще никак не можем привыкнуть к перемирию, радуемся».

За свой фронтовой путь артисты дали 80 спектаклей , из них в клубах – 28 , в лесу, на высотах – 22 , в ущельях – 3 , в палатках медсанбата – 5 , на сеновалах медсанбата – 5 , на дворе – 2 , на батареях – 2 , в палатах госпиталей – 12 , в прачечной – 1 .

День Победы артисты встретили на гастролях в Абдулино, где театр кукол обслуживал сельских тружеников.

Театр кукол… У многих могут возникать двоякие чувства – это же куклы, какая война? Но как оказалось, и среди кукол есть место подвигу.

Елена Свиденко

Последние новости

«Умножая таланты»: «Газпром нефть» приглашает старшеклассников на интеллектуальный турнир

Начался прием заявок на интеллектуальный турнир для старшеклассников «Умножая таланты».

«Умножая таланты»: «Газпром нефть» приглашает старшеклассников на интеллектуальный турнир

Начался прием заявок Интеллектуальный турнир «Умножая таланты» – проект по формированию исследовательских компетенций старшеклассников в науке, технологиях и инжиниринге.

В России объявлен конкурс туристических проектов на льготное кредитование

Минэкономразвития России объявляет новый отбор по программе льготного кредитования в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства».

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Ярославле, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *