Настоящее искусство не создается без любви
В орском драмтеатре состоялась премьера спектакля по пьесе Мольера «Сганарель, или Мнимый рогоносец» (16+).
В орском драмтеатре состоялась премьера спектакля по пьесе Мольера «Сганарель, или Мнимый рогоносец» (16+).
Режиссером выступил ранее служивший в Орске актером студент 4 курса ГИТИСа Максим Меламедов. Первая режиссерская работа Меламедова – спектакль «Меня нет» (12+) – не только с успехом прошел в нашем городе, но и покорил несколько фестивалей.
– С творчеством Мольера я как актер познакомился, будучи студентом, когда играл Сганареля в пьесе «Лекарь поневоле», – говорит Максим. – Тогда педагог, очень хороший режиссер, дал нам понять, что Мольер – это не комедия-водевильчик, как привыкли его играть во многих театрах (с ужасными театральными голосами). На своей актерской шкуре я понял, что ситуации у Мольера предельные, жесткие. – Они смешны, потому что они фарсовые. Почему Мольер дошел до наших дней? Почему до нас дошел Шекспир? Потому что это великие драматурги. Между персонажами возникает настоящая схватка. Они затрагивают вечные вопросы. В «Сганареле» мы обнаружили очень серьезные темы: проблему столкновения отца и дочери, мужа и жены. Домашнее насилие – и сегодня очень острая тема. Над этим стыдно смеяться, показывать легко и весело. Мы с актерами решили пойти по-другому: максимально погрузиться в те ситуации, которые предлагаются автором. Их нужно прожить. Когда начали репетировать, окунулись в интересный жанр: не знаешь, где смеяться, а где плакать.
– И поэтому вы определили жанр как «не комедия»?
– Сначала я сказал это в шутку, а потом осознал, что так оно и есть. У нас есть сцена, где отец душит свою дочь, а в другой сцене дочь душит отца. Потом отец понимает, что родители, которые душат детей нравоучениями, своими порядками, получают за это вдвойне. Я нашел текст в переводе Гоголя, в прозе, на старославянском. Переписывал его вручную, параллельно перекладывая на современный русский язык. Если сравнивать его с поэтическим переводом, суть не меняется, но проза жестче.
Сам Мольер, еще до написания своих пьес, будучи актером, был хорошим комедиантом, но признавался, что мечтает написать комедию, через которую люди смогут понять смысл трагедии…
Спектакль практически готов, на конец августа назначена его сдача. Вы удовлетворены актерской игрой?
Через каждую сцену актеры на репетиции проходили в поту, в слезах. Когда был первый прогон, к концу спектакля все были выжаты и эмоционально, и физически. Да, где-то приходится наматывать нервы на кулак, чтобы сыграть на пределе. На мой взгляд, прекрасно вышла сцена, в которой девочка видит мальчика, который, как она считает, ей изменил. А он видит ее, и тоже подозревает в измене. Какое-то время они смотрят друг на друга. Она берет белую глину, размазывает ему лицо и говорит, улыбаясь: «Здравствуй, любимый». Выглядит это и страшно, и смешно. А он берет ведро с известкой, с мешаниной которой занимаются скульпторы, выливает на нее и говорит: «Здравствуй, любимая».
Мы старались показать парадоксальное поведение, искали нестандартные подходы, образы. На сцене у нас мастерская скульптора, много настоящей гипсовой лепнины, сверху нависает сделанное из гипса оружие…
– Мольера ставят многие режиссеры. Вы ориентировались на кого-то из опытных мастеров?
– Есть базовые вещи. К примеру, режиссер Леонид Хейфец, у которого я занимаюсь в ГИТИСе, научил меня главному – жесткому разбору пьесы и работе с актерами. Мне очень нравится художественная эстетика литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса, который в прошлом году ушел из жизни. Прекрасная самобытная режиссура у Римаса Туминаса из театра Вахтангова. Очень здорово, когда получается одновременно и очень красиво, и в то же время больно. Эту красоту и боль я искал. Конечно, у каждого есть свои кумиры, и их влияние будет чувствоваться. Но в то же время многое у нас придумано совместно с актерами, с художниками. Мне кажется, мы нашли яркую театральную форму, язык, не похожий на другой. Радует, что спектакль получился авторский, потому что каждому режиссеру хочется найти себя, свой стиль.
– Вы учитесь в ГИТИСе, у Хейфеца, о чем мечтают многие. Как к нему попали?
– Когда прошли отборочные туры, желающим учиться на режиссерском факультете давали задание — надо было поставить этюды с начинающими актерами. После этого либо оставался режиссер, либо – актеры. С испытанием я справился. Финальным этапом было собеседование. Я шел именно к Хейфецу, хотя конкурс был огромный. И вот сидит передо мной Хейфец, который работал с Мироновым, Смоктуновским, Борисовым… Сидит легенда. Конечно же, я вжат в кресло. Рассказываю про замысел Гамлета. А он говорит: «Я все понял. Ответь мне на один вопрос: что самое главное в твоем театре?». Он смотрит в мои глаза, я — в его. Ответил, как думаю: «Самое главное – это любовь. Настоящее искусство не создается без любви. Она может идти через жестокость, через насилие, но, если нет надежды на любовь, понимания, что без этого мы ничего не сделаем, нет ничего…» К примеру, у Мольера в конце персонажи все понимают, и им стыдно, что они так поступили, что они так жили. Это покаяние, это раскаяние, это любовь. Любовь – это когда ты беззащитный. Постепенно все мы закрываемся броней. Когда зритель приходит в такой броне и видит незащищенных артистов, которые прорывают эту броню, – и он открывается. В этом и есть суть театра.
– А какие театры вы любите посещать?
– Театр Вахтангова. Очень люблю работы Туминаса. Мне нравятся спектакли моего учителя Леонида Ефимовича. В Москве несколько сотен разных театров, но для меня живые из них четыре-пять. Для кого-то, может быть, больше. В некоторых театрах, которые принято считать главными, к сожалению, такой бардак, что даже идти туда не хочется.
– У вас, кроме театрального опыта, есть и киношный?
– Когда я приехал поступать в Москву, был запасной вариант – ВГИК. Но я был рад, когда не прошел туда из-за того, что сдал не все необходимые документы. А опыт есть: в 2014 году снял короткометражный фильм «Васильки». На любительском уровне. Меня зацепил сюжет, о котором рассказал отец. Зашел в интернет, посмотрел 20-минутное видео о том, как снимается короткий метр, написал сценарий и снял фильм про деревенских «васильков», которые спиваются и превращаются в цветочки на кладбище…
– Сейчас вы работаете в Орске как приглашенный режиссер. По окончании института планируете продолжить сотрудничество?
– Если меня будут приглашать, то конечно же. Но мне бы хотелось поставить спектакли и в Москве, и на родной сцене, в Перми, и в Питере. Пока не хочу чем-то обрастать. В этом году меня выбрали от ГИТИСа среди студентов 4 курса и на 2 месяца посылают в Болгарию, в Софию. Там буду ставить «Леди Макбет Мценского уезда». Пока не хочу ничего загадывать. Хочу быть там, где есть работа, которой любишь заниматься. Конечно же, если ты ставишь спектакль в Москве, где 400 театров, — это вызов. Как у каждого режиссера, у меня есть амбиции и огромное желание создать лучший театр.
Людмила Светушкова,
выпускающий редактор
Фото Сергея Пузырева
Последние новости
В Оренбурге уничтожили более 300 килограммов санкционных груш
Транспортная прокуратура, Самарская таможня и Роспотребнадзор обнаружили на рынках Оренбурга запрещенные товары.
В Оренбурге обнаружили и уничтожили более 300 кг санкционных груш
В Оренбурге обнаружили санкционные фрукты Груши изъяли и уничтожили В Оренбурге выявили 342 кг санкционных груш.
Оренбуржцам доступен новый вид страховок – долевое страхование жизни
С 1 января этого года на российском финансовом рынке появился новый инструмент для долгосрочных инвестиций – долевое страхование жизни (ДСЖ).
Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество
Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи