«Сейчас диктатура фотографа!»
Сегодня – годовщина смерти известного советского фотохудожника М. С. Наппельбаума.
Сегодня – годовщина смерти известного советского фотохудожника М. С. Наппельбаума.
Родился он в 1869 в Минске. Стал там профессиональным фотографом. Много странствовал по Российской империи и миру. В 1910 году, уже будучи известным мастером, перебрался в Санкт-Петербург. В январе 1918 сделал портрет Ленина , один из лучших. Сам фотохудожник вспоминал, что при съемке в Смольном нашлось много подсказчиков, которые давали фотографу самые разные советы. Пришлось Ленину вмешаться:
– Не будем мешать, сейчас диктатура фотографа!
М. С. Наппельбаум снимал многих деятелей революции, акторов политики и государственного строительства: В. Воровского, Ф. Дзержинского, А. Луначарского…
На снимках Наппельбаума 1920-30-х годов запечатлены М. Горький, А. Ахматова, С. Есенин, А. Блок, М. Шолохов, А. Фадеев, И. Эренбург и другие деятели советской литературы и искусства. Весь российский культурный бомонд мечтал побывать в его фотомастерской, несмотря на то, что портреты его отнюдь не льстили фотомоделям. Среди наппельбаумской натуры – наши земляки, известные писатели Лидия Сейфуллина и Валериан Правдухин. Не будь этих портретов, мы бы многое потеряли в сегодняшнем восприятии их творчества, ведь через внешность героев с фотографии прорывается их внутреннее содержание – характеры, привычки, склонности.
Л. Н. Сейфуллина, фотопортрет М. Наппельбаума (эл. копия – б-ка им. Н.А. Некрасова, Москва)
Суммируя итоги своей фотографической практики М. С. Наппельбаум сформулировал собственный подход к фотоизображению так:
«Огромную радость приносил мне фотоаппарат с объективом «Фойхтлендер», которым я работал впоследствии постоянно. Я всегда избегал особой резкости в портрете, которая придает рисунку сухость, поэтому зачастую, при наведении на фокус, я оставлял изображение чуть-чуть менее резким, чем это следовало, экспонировал на какую-то долю секунды то больше, то меньше, чем надо было, – в зависимости от замысла, иногда недодерживал в проявителе негатив. Резкость, чрезмерная отчетливость изображения усугубляет ощущение плоскостности, отсутствие воздуха, все подробности выступают на поверхность. Когда же портрет мягче и какая-то еле уловимая грань отделяет его от вполне резкого изображения, легче возникает впечатление второго плана, у зрителя создается больше представлений, чем зафиксировано на бумаге, он получает возможность дополнить увиденное своим воображением, домыслить».
Часть портретов этого автора хранятся в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ). Там создан специальный фонд. И исследователи могут познакомиться с оригиналами известных фотопортретов. В архиве, в частности, есть двойной портрет Л. Сейфуллиной и В. Правдухина, сделанный в 1920-е годы.
Двойной портрет Л. Сейфуллиной и В. Правдухина. РГАЛИ. Ф. 2325, оп.1, ед.хр. 422 (эл. копия – архив автора).
Умер М. С. Наппельбаум в Москве 13 июня 1958.
Author: yuri_sh
Последние новости
С 13 по 18 января более 600 школьников Орска напишут пробный ЕГЭ
Более 600 орских школьников напишут тренировочные экзамены Цель мероприятия заключается в оценке готовности школьников к экзаменам, в выявлении пробелов в знаниях, а также в проработке тем,
Вице-губернатор Оренбуржья Дмитрий Кулагин 9 января отмечает свой день рождения
Сегодня, 9 января, Дмитрию Кулагину исполняется 57 лет. # Дмитрий Кулагин Источник фото: Правительство Оренбургской области Дмитрий Кулагин родился в Оренбурге в 1968 году.
«Единая Россия» в 2024 году передала более 200 тонн гумпомощи для жителей Харьковской и Белгородской областей
Ее получили свыше 4,5 тысяч семей в прифронтовых районах Особое внимание волонтеры уделяют поддержке многодетных семей и семей с маломобильными и пожилыми людьми, сообщил депутат Госдумы Артём Туров,
Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество
Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи