04.12.2022

Белогубит? Из Гая!

Недавно в одну из коллекций Естественно-научного музея Ильменского заповедника (г. Миасс) поступила небольшая запаянная ампулка. Внутри – зерна белого и голубоватого вещества, защищенные от «усыхания». Голубые кристаллы – халькантит –  давно известны  науке. Халькантит был открыт еще в 1853 году, на материале минералогических находок в Чили. А вот беловатый порошковидный агрегат лишь пять лет назад явил себя миру из  природных «запасников» Неразличимого... Неразличимого до поры до времени… Предстал перед научным и любительским сообществом как «белогубит».

Увидели и вычленили это неразличимое прежде вещество группа исследователей во главе с А.В. Касаткиным, сотрудником столичного Минералогического музея им. А.Е. Ферсмана, что на Ленинском проспекте, на территории Нескучного сада.

Фото: Антон Черный (свободная лицензия)

Вот как происходило открытие.

В 1991 году в Гае, на отвалах разрабатываемого медноколчеданного месторождения, исследователями из столицы был найден минерал, который поначалу показался следопытам халькантитом. Позже, публикуя информацию об открытии (3), авторы статьи дали пространственную привязку своих минералогических поисков. Исследования, как указали москвичи, проводились «на Центральном карьере»… Где-то здесь и был обнаружен новый минерал, принятый поначалу за халькантит. Голубые кристаллы – халькантит –  очень ценятся у  любителей минералогии (минерал  принадлежит к большой группе сульфатов – солей серной кислоты).

Халькантит, возможно, в ассоциации с другими сульфатами, в окрестностях Гайского месторождения.

Увезенный в Москву, в музей им. А.Е. Ферсмана,  образец из гайских отвалов хранился в коллекции А.В. Касаткина под названием «халькантит». Эта предварительная диагностика, как вспоминают авторы открытия, основывалась лишь на данных порошковой рентгенограммы. Но исследовательские технологии стремительно  вторгаются в область минералогии.

И если раньше для открытия нового минерала иногда достаточно было геологического молотка и увеличительного стекла, то сегодня, чтобы проявить новые области прежде Неразличимого в Природе,   минералоги нуждаются в помощи новой, всё более сложной техники. Информацию о химическом составе образца микроскопических размеров сегодня получают с помощью электронного микроскопа или электронно-зондового микроанализатора («микрозонда»). В 2017 году давний образец из Гая тоже прошел все эти исследовательские процедуры… И!.. Передаем слово авторам открытия (3): «…полуколичественный электронно-зондовый анализ выявил необычный химический состав образца, в частности, его сильную обогащенность цинком, которого оказалось даже больше, чем меди. Комплексное изучение показало, что это новый минеральный вид – CuZn-упорядоченный член группы халькантита».

Белогубит. Фото: Записки Российского минералогического общества (3.)

Минерал назвали в честь доктора геолого-минералогических наук Елены Витальевны Белогуб, главного научного сотрудника лаборатории минералогии рудогенеза Института минералогии УрО РАН. Под этим именем новый минерал был утвержден Комиссией по новым минералам Международной Минералогической Ассоциации, и в реестрах Ассоциации навсегда сохранено имя Гайского месторождения.

«Белогубит, –  сообщали мировой научной общественности авторы, –  гипергенный (то есть рожденный в верхней части земной коры или на ее поверхности – Ю.Ш.), образовавшийся в результате окисления гипогенных сульфидов. Он формирует прожилки и гнезда в массивной медно-цинковой руде. Скорее всего, его появление является следствием усыхания поровых растворов в верхней части подзоны вторичного сульфидного обогащения, вскрытой в Центральном карьере месторождения».

…Продолжая изучение материальной Вселенной, исследователи шаг за шагом двигаются в область прежде Неразличимого. И один из таких шагов был сделан совсем недавно на Гайском месторождении.

Author: yuri_sh