«Радость всех чувств»: уникальная экспозиция в музее изобразительных искусств Оренбурга

Редкая возможность увидеть шедевры мировой живописи, не выезжая за пределы родного города.

Редкая возможность увидеть шедевры мировой живописи, не выезжая за пределы родного города. Фото автора

Так называется выставка западноевропейского натюрморта XVI—XIX веков, открывшаяся в Оренбургском областном музее изобразительных искусств.

К нам приехал Эрмитаж

Уникальная экспозиция включает в себя шедевры мировой живописи, начиная с тех времен, когда даже самого термина «натюрморт» еще не существовало. Истинное творчество проверяется веками. И работы, которые мы видим на этой выставке, прошли проверку – да еще какую! – временем.

В  четырех музейных залах разместилось чуть более сорока подлинников из коллекции Эрмитажа. В перечне авторов прославленные мастера жанра –Абрахам Брейгель, Ян Брейгель-младший, Абрахам де Люст, Юриан ван Стрек, Бартоломеус  Брейн – старший, Ян ван Хейсум, Джованни Руопполо, Микельанджело дель Кампидольо и другие авторы ведущих художественных школ Фландрии, Нидерландов, Италии, Германии и Франции.

Сюжетное многообразие выставки поражает. Считается, что в натюрморте принято изображать лишь неживую природу. Название жанра так и переводится – «мертвая натура». Но тут на картинах можно увидеть и животных, и птиц, и людей. Но главное – мы воочию видим то, что людям той далекой эпохи было интересно. То, что доставляло им радость и удовольствие – охотничьи трофеи, изобилие десертов, роскошная утварь, цветочные гирлянды, кухни, лавки зеленщиц. То, что писалось не для замков и соборов, а  для жилищ людей того времени – людей, интересовавшихся искусством, природой, новыми мирами.

Экспозиция представлена таким образом, чтобы показать зрителю, как развивался жанр натюрморта в европейском искусстве. На подготовку этой выставки ушло более года. Но директор Оренбургского музея изобразительных искусств Юрий Комлев сказал, что этого исторического события наш город ожидал с момента основания музея. А это ни много, ни мало – 60 лет.

Выставка продлится до 19 января 2020 года.

Прямая речь

Михаил Дединкин , заместитель заведующего отделом западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа:

– Выставка получилась. Картины нашли свои места. Это хороший знак. Знак того, что Эрмитаж прижился в этом старинном здании. Натюрморт — это особая область, в которой работали специалисты, занимавшиеся преимущественно и исключительно этим жанром. И тем самым достигали выдающегося мастерства. Оно оттачивалось на протяжении всей жизни этих мастеров. И то, что дошло до нас – это редчайшие произведения. Эрмитаж действительно обладает одной из лучших коллекций старой живописи подобного рода в мире. И мы рады поделиться с Оренбургом этим фрагментом нашей коллекции.

Михаил Пиотровский , директор Государственного Эрмитажа:

– Поздравляю с открытием первой выставки собрания  Государственного Эрмитажа в Оренбурге. У оренбуржцев появилась уникальная возможность увидеть работы мастеров ведущих художественных школ и центров западной Европы XVI-XIX веков Голландии, Италии, Германии и Франции. Безусловно, выставка станет заметным явлением культурной жизни Оренбурга, вызовет общественный резонанс, привлечет интерес и доставит немало удовольствия и специалистам, и публике.

Евгения Шевченко , и.о. министра культуры и внешних связей Оренбургской области:

– Выставка состоялась благодаря проекту «Культурная платформа АРТ-ОКНО» благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».  Выставка работ старых мастеров из собрания одного из самых знаменитых музеев мира – Государственного Эрмитажа – в Оренбургской области – событие историческое. Нам приятно и почетно, что мы имеем возможность это видеть и показывать.

Марина Бусалаева , художник:

– Сегодняшний вернисаж натюрмортов — это такое роскошество. В Эрмитаже обычно пробегаешь мимо них, едва сбавив шаг. Хочется взглянуть, в первую очередь, на живописные шедевры признанных мастеров. И вот теперь у нас появилась возможность  внимательно и неспешно рассмотреть эту тихую жизнь. Натюрморты – это эмблемы. И каждый содержит такую бездну смыслов. Старые мастера, работавшие в этом жанре, не просто писали, например, цветы. А подбирали цветочек к цветочку. Каждый цветок, каждый предмет имел определенное значение. Присутствие на полотне бабочки, скажем, означало мимолетность и скоротечность жизни. Или вот натюрморт с черепом. Это же целое направление живописи эпохи барокко:  vanitas – «суета сует».

Наталия Веркашанцева

Последние новости

Об особенностях и профилактике вирусных кишечных инфекций

Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области (далее — Управление) напоминает, что кишечные инфекции вирусной этиологии проявляются ярко выраженной симптоматикой (рвота, понос,

Руководитель управления Людмила Полубоярова приняла участие в антикоррупционном форуме

В Оренбурге состоялся антикоррупционный форум, организованный аппаратом Губернатора и Правительством Оренбургской области Мероприятие «Актуальные вопросы в сфере противодействия коррупции» состоялось в Оренбургской об

Прокурор Ленинского района Оренбурга добился взыскания суммы неосновательного обогащения с «дроппера»

Прокуратурой Ленинского района г. Оренбурга рассмотрены доводы обращения местного жителя о хищении принадлежащих ему денежных средств.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Канске, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *