Как сотни тысяч больных вылечили орским пенициллином

80 лет назад в городе был пущен в строй завод медицинских препаратов, где выпускали лекарства для фронта.

80 лет назад в городе был пущен в строй завод медицинских препаратов, где выпускали лекарства для фронта. Он располагался на базе Орского мясокомбината. В годы войны действовала и Орская биофабрика, где изготавливали в том числе биопрепараты для животных. Она была ликвидирована без малого ровно 20 лет назад. О том, чем славились эти два предприятия, судьба которых тесно связана между собой, расскажет «ОХ».

В трудное время на долю орчан выпало создавать такие производства, аналогов которых в стране не было. Госпиталям в годы Великой Отечественной требовалось много антибиотиков для раненых солдат. И когда в 1942 году был изобретен первый советский пенициллин, превзошедший по лечебным свойствам английский, возник вопрос, где его изготавливать. Тогда в Орске на базе местного мясокомбината действовал завод медицинских препаратов. Выбор пал на него.

Перечень наименований лекарств, которые выпускал Орский мясокомбинат, длинный. В нем более 50 препаратов. Это гематоген, гепатокрин, спермин, оварин, пептон, пепсин и другие. Их выпуск начался еще в 1942 году. Чуть позже появился цех по выработке инсулина и адреналина. В 1944-м было оборудовано ампульное отделение и смонтирована стеклодувная мастерская по изготовлению тары для препаратов. А поскольку для производства некоторых лекарств требовалась дефицитная соляная кислота, то решили организовать на мясокомбинате цех.

«Для срочных работ по монтажу завода соляной кислоты, термостата для производства пенициллина начальнику ОКСа Коновалову объявить 18 февраля рабочим днем для всех, кто занят на указанных объектах» – такой приказ, подписанный директором Николаем Герасимовым, вышел по заводу в феврале 1945 года. А в марте люди и вовсе трудились на 11-часовой смене. Примерно тогда же начальника инсулинового цеха Добрушину отправили на 2-й Ленинградский колбасный завод перенимать технологию выпуска антибиотика. И в конце марта 1945-го «Орский рабочий» сообщил о том, что на комбинате получен пенициллин. Для предварительной апробации его передали в городскую больницу для применения в виде примочек. К Первомаю издали еще один приказ по заводу – о том, что производство ампул освоено, и запущен завод соляной кислоты. Позже, уже в июне, вышел следующий документ:

«Коллектив бактериологической лаборатории освоил новый вид медпрепаратов – пенициллин» – значилось в приказе.

Это была очередная победа Орского мясокомбината, где, кстати, выпускали еще желудочный сок и активированный уголь.

В 1945 году на мясокомбинате получили 11,8 килограмма пенициллина. Этого было достаточно, чтобы курс лечения антибиотиком прошли около 100 тысяч больных.

Фото предоставлено Орским мясокомбинатом

«Микробы любят говядину и глюкозу»

Еще одним предприятием, где в годы войны и после нее выпускали уникальную продукцию, была Орская биофабрика. Она появилась на месте бывшего конезавода, когда сюда в 1941-м эвакуировали работников, оборудование и продуцентов, то есть самих животных, Курской биологической фабрики.

Антонина Вдовенко попала на Орскую биофабрику по распределению в 1977 году в качестве микробиолога. Затем стала технологом, а после – госконтролером. Отдала она этому предприятию 18 лет жизни. Вынужденно уволилась лишь тогда, когда перестали платить зарплату. Но сегодня она вспоминает лишь хорошее.

– Работа у нас была интересной! – рассказывает Антонина Петровна. – Мы изготавливали натуральный желудочный сок «Эквин», который использовали врачи для лечения болезней ЖКТ у пациентов. Сок особенно помогал пожилым людям с низкой кислотностью желудка. Его мы производили в большом количестве. В 1988 году, к примеру, 247 тысяч 800 литров.

В основном же на биофабрике делали препараты для животных, в том числе вакцины против эмкара (эмфизематозного карбункула крупного рогатого скота и овец), пастереллеза и других болезней. Всего выпускали 17 видов препаратов, каждый проходил испытания.

– На предприятии имелся виварий для разведения животных. Мы ставили внутривенные уколы белым мышам. Также испытывали вакцины на кроликах, голубях, морских свинках, лягушках, волах, – отмечает Антонина Петровна. – С каждого вола мы, бывало, брали по 8-10 литров крови через некоторое время после введения им подкожно вакцины. Помню, как они падали после инъекции антигенов, а мы их выхаживали. За каждым следили. В то время волов у нас было около 600.

А вот основные составляющие для изготовления вакцин везли на биофабрику тоннами с местного мясокомбината. Причем брали только лучшую говядину и говяжью печень.

– Микробы очень умные, они любят хорошее мясо и глюкозу, – говорит наша собеседница. – Последняя нужна для роста бактерий. Питательные среды засевались в специальных емкостях, крупные – на 600 литров. В помещениях все было стерильно, ведь препараты применялись на животных и нельзя было допустить, чтобы они погибли. Поэтому я сама ходила по цехам и, случалось, браковала препараты. Их выливали в канализацию только после обезвреживания.

По словам Вдовенко, на биофабрике до ликвидации хранился немалый архив вакцин во флаконах. Куда он делся после – большой вопрос.

Комплекс полуразрушенных зданий Орской биофабрики, которых около 25, вместе с земельным участком в 191 тысячу квадратных метров вновь выставлен на продажу. Цена сейчас снижена до 7,3 миллиона.В годы Великой Отечественной войны на биофабрике было более тысячи волов. Об этом рассказывала бывший ветврач предприятия Валентина Астафьева, семью которой эвакуировали в Орск из Курска вместе с биофабрикой. По ее словам, здесь в войну содержали около двух тысяч лошадей. Их использовали для получения желудочного сока и сыворотки жеребых кобыл. Последнюю применяли для многоплодной беременности у животных, а также отправляли в Новосибирский научно-исследовательский институт, где из нее изготавливали препарат от бесплодия и для лечения гинекологических заболеваний у женщин.

Фото предоставлено героиней материала

Местными мазями лечили даже трофические язвы

Многие препараты, которые выпускали местные биофабрика и мясокомбинат, считались уникальными. Они помогали не только животным, но и людям. Доктора применяли их в медицинской практике.

Маргарита Зубарева, бывший руководитель горбольницы № 4, вспоминает, как в советские годы желудочным соком лечили болезни ЖКТ.

– В то время не было различных ферментов для улучшения пищеварения, поэтому больные принимали именно этот сок. Назначали его, как правило, за 15 минут до еды по столовой ложке, – говорит Маргарита Александровна. – И он действительно помогал. Как и некоторые мази, которые, если разобраться, предназначались для применения у животных. Но при этом ими хорошо лечили артриты, полиартриты и даже трофические язвы. Часто их брали люди, страдающие сердечно-сосудистыми заболеваниями. Такие мази быстрее восстанавливали кожу при язвах, которые долго не заживали. В общем, лекарства были на самом деле уникальными. Здесь, в Орске, делали и гематоген, и препараты для улучшения состава крови. Жаль, конечно, что производство на той же биофабрике закрыли. Да и на мясокомбинате тоже.


Л. Денисова

Последние новости

Конкурс «Наставничество» собрал более 24000 участников по всей России

В Оренбургской области представлено 322 участника в новом конкурсе.

Бывший глава Пентагона считает, что Украина скорее станет членом ЕС, чем НАТО

Роберт Гейтс высказал сомнения в получении Украиной военной помощи от США.

Новый функционал в GigaChat для бизнеса

Теперь команды смогут экспериментировать с настройками моделей без необходимости программирования.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Уссурийске

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *