О волшебниках, боли и собственном сердце. Алексей Сафонов рассказал, почему он оперирует даже во сне
Воскресным утром в ординаторской отделения нейрохирургии горбольницы № 2 тихо.
Воскресным утром в ординаторской отделения нейрохирургии горбольницы № 2 тихо. Алексей Сафонов методично вбивает в компьютер назначения, которые сделал своим пациентам после операции. Их здесь всегда много. В основном с черепно-мозговыми травмами.
На рабочем столе у исполняющего обязанности заведующего отделением нейрохирургии Алексея Сафонова кипа историй болезни. Кто-то из пациентов поступил сюда после бытовых ссор, у кого-то инсульт. Есть те, кто получил травмы криминального характера. Таких, правда, меньше.
– Я в нейрохирургию пришел в середине девяностых, когда уровень преступности был значительно выше. Как следствие и пострадавших больше, – вспоминает Алексей Анатольевич. – Тогда тяжелее работалось. Хотя бы из-за отсутствия оборудования. У нас имелся только ультразвуковой аппарат. Еще делали рентген черепа, смотрели на клинические признаки. Порой прибегали и к так называемым диагностическим операциям, чтобы исследовать состояние головного мозга через небольшое отверстие в черепе. Сейчас гораздо проще, есть тот же томограф, который позволяет выполнять точную диагностику.
Наш разговор прерывает медсестра. Надо оформить умершего.
– Очень печально, – качает головой доктор. – Прооперировал мужчину несколько дней назад, он уже начал зрительно реагировать на движения. И вдруг состояние ухудшилось…
Такое в отделении не редкость. Порой кажется, у больного есть все шансы пойти на поправку, но организм дает сбой: либо сердце не выдерживает, либо происходит отек мозга или легких. К счастью, бывает и по-другому.
– Поступает пациент с серьезной черепно-мозговой травмой, ты видишь, что все очень плохо. Оперируешь и надеешься только на чудо. И оно происходит! – говорит Сафонов. – Это лишний повод вспомнить о том, что врач не волшебник, а профессионал, который помогает людям, ведь есть Бог, и только он знает, сколько каждому отмерено.
– Что испытывает врач, когда теряет пациента? – спрашивает «ОХ».
– Знаете, любую боль можно научиться переносить, но к ней невозможно привыкнуть, – отвечает собеседник. – Я до сих пор не привык к боли от потери пациента и его страданий. Просто научился терпеть. В больнице я прежде всего врач, тут самое главное – помочь, попытаться спасти человека.
– А насколько глубоко в голову может залезть нейрохирург?
– Очень глубоко, но при этом любое действие должно преследовать какую-то цель. Есть, к примеру, участки мозга, расположенные близко, но в наших условиях проводить там операцию чревато. А есть участки, расположенные достаточно глубоко, но мы оперируем и, как правило, удачно.
– Что снится после работы нейрохирургу?
– Когда накапливается сильная усталость, то порой и уснуть не можешь. Спать хочется, закрываешь глаза, но только слышишь, как монотонно стучат часы и бьется собственное сердце. Бывает, и во сне оперируешь. В итоге просыпаешься еще более уставшим, – говорит доктор.
Тут на столе звонит телефон. Пора к пациентам. Они ждать не могут.
Первая самостоятельная операция Алексея Сафонова прошла во время прохождения интернатуры в областной больнице. Один из его опытных наставников попросил молодого специалиста приступить к удалению нескольких опухолей на волосистой части головы без своего присутствия, подчеркнув, что скоро присоединится. Сафонов начал оперировать, а наставник лишь иногда заглядывал, напоминая, что «вот-вот подойдет». Таким образом он контролировал начинающего доктора. Операция прошла успешно.Алексей Сафонов вырос в Орске, окончил Оренбургский медицинский институт, прошел одногодичную интернатуру по специализации «Нейрохирургия» в областной больнице, потом дополнительную первичную подготовку в Новокузнецке. Трудится нейрохирургом в горбольнице № 2 с середины девяностых. Дочь Сафонова в этом году поступила в ординатуру, она хочет стать неврологом.Фото автора
Самому молодому – под пятьдесятОтделение нейрохирургии в орской горбольнице № 2 можно назвать уникальным. Здесь проводят сложнейшие вмешательства на головном мозге и позвоночнике. В основном неотложные.
Прежде орские нейрохирурги выполняли как экстренные, так и плановые операции, в частности избавляли больных от остеохондроза и позвоночной грыжи. Последних было немного, теперь же их практически не делают, поскольку сюда везут жителей всего восточного Оренбуржья с серьезными травмами головы или позвоночника. Также тут оперируют пациентов с кровоизлиянием в головной мозг после инсультов. За некоторые случаи, правда, местные врачи не берутся и направляют больных в Оренбург. Ведь, как говорит исполняющий обязанности заведующего отделением нейрохирургии ГБ № 2 Алексей Сафонов, у каждого специалиста свой профиль. К тому же людских ресурсов в Орске не хватает.
– В отделении трудятся три нейрохирурга, один из которых младше меня всего на год. Ему скоро исполнится пятьдесят, – подчеркивает Алексей Анатольевич. – Ночью обычно дежурит Анатолий Анатольевич Семин, который уже давно на пенсии. Но если он уйдет на заслуженный отдых, то тогда нагрузка на нас возрастет в разы. К сожалению, молодежь не приходит, хотя профессия наша очень интересная. Да, тяжелая и грязная. Да, связана с горем и болью. Но главное ведь не в этом, а в спасенных жизнях. Благодарных пациентов, кстати, очень много. Порой обычное «спасибо» они говорят глазами. И это, поверьте, дорогого стоит!
Зарядка для мозга может быть полезной Нейрохирурги, как и неврологи, уверены в одном: чтобы мозг работал правильно и долго, нужно в первую очередь вести здоровый образ жизни и избегать излишеств.
Оперированного человека доктора сравнивают порой с разбитой вазой или с попавшим в аварию автомобилем. Мол, как бы его ни красили и ни восстанавливали, авто все равно остается битым. Но поддерживать функционал возможно. Для этого есть масса способов. Даже после травм головного мозга помогают восстановиться как современные лекарственные препараты, так и определенные упражнения. Вот только для начала надо научиться вести здоровый образ жизни, правильно питаться, соблюдать режим сна и отдыха и отказаться от вредных привычек. А лучшей тренировкой для мозга нейрохирурги считают заучивание наизусть стихотворений. Также хорошо помогают чтение, решение кроссвордов и головоломок. Еще специалисты советуют иногда чистить зубы, держа щетку не в правой (как обычно, к примеру), а в левой руке, или попробовать завтракать, периодически закрывая глаза. Также можно пойти на работу другим маршрутом, сменить имидж и даже сделать перестановку. Ведь мозг привыкает к окружающей обстановке, но, чтобы его встряхнуть, нужно немного.
1. Мозг не чувствует боли, поскольку в нем нет болевых рецепторов. Болит то, что вокруг него – сосуды, мышцы и кожа.2. Мозг не прерывает своей работы ни на секунду, а ночью он даже более активен, чем днем.
3. За день мозг генерирует десятки тысяч мыслей. Согласно разным подсчетам он придумывает от 50 до 70 тысяч идей. Л. Денисова
Последние новости
В ближайшие сутки в Оренбуржье ожидается ледяной дождь
О неблагоприятных погодных условиях оренбуржцев предупреждает ГУ МЧС России по Оренбургской области.
На северо-запад Оренбуржья обрушится ледяной дождь
Жителей Оренбургской области предупреждают о неблагоприятных погодных условиях в ближайшие сутки, 4 января.
В Оренбурге проверят информацию о поражении током посетителей фитнес-центра
Посетителей одного из фитнес-центров, которые находились в джакузи и бассейне, ударило током.
Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество
Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи